Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

Стратегической целью высшего профессионального образования сегодня многие исследователи считают формирование компетенций. Под этим понятием подразумевается активность знаний, умений, готовность и стремление актуализировать их на практике. Компетентность выпускника как цель образовательной системы должна быть диагностичной, т.е. поэтому актуальным становится вопрос о критериях компетентности специалиста.

Многие авторы в своих работах указывают на трудности диагностики компетентности человека: «...обучение компетенциям тормозится трудностью измерения и подтверждения особенностей компетенций» (Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М.,3, с. 925).

Джон Равен считает, что оценивать компетентность нужно «скорее по вовлеченности в определенные стили поведения..., чем по способу отношения к данному объекту или классу объектов.... В результате мы получаем оценку интенсивности индивидуальной мотивации в отношении определенного поведения» (6, с.266). Дж. Равен поясняет, что «...только в том случае имеет смысл пытаться выяснить, может ли человек вести себя компетентно..., если для него значима цель, ради достижения которой он, как ожидается, будет работать...». Он пишет, что в тестах на компетентность люди могут диагностироваться «...как некомпетентные в тех случаях, когда они не демонстрируют желательной компетентности в преследовании цели, которая является важной для оценивающего, но не волнует самого оценивающего» (6, с.267). Хотя в данном случае, размышляет Дж. Равен, результаты диагностики должны объясняться «скорее низкой значимостью для него этой цели, чем его некомпетентностью» (6, с. 267). Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. (3) рассматривают в качестве критериев компетентности такие её элементы, как мотивы, психофизиологические качества, установки, ценности в структуре т.н. "Я"-концепции личности, а также знания и навыки. Авторы отмечают, что знания и навыки оценивать и развивать легче, чем другие более глубокие и не менее важные компоненты компетенций.

Также в своей работе Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. (3) выделяют критерии, которые чаще всего применяются при изучении компетенций: "наилучшее исполнение" и "эффективное исполнение" (3). В своем исследовании авторы использовали такие критерии, как "исполнение в проактивном тесте, демонстрация компетенций в имитирующих упражнениях ... и документирование исполнения на работе" (3, с. 925).

В рамках концепции компетентности И.Я. Зимней, согласно которой в структуру компетентности входят готовность, знания, опыт, отношение, регуляция, Князев А.М., Земцов Е.В. и Палецкая С.Н. (2) разработали критерии оценки компонентов компетентности.

Критерии готовности: специфичные черты, моторика, особенности приема и переработки информации, познавательные способности, типологические особенности, характерные черты, особенности пола и др., соотнесенные с установкой личности.

Критерии знания: наличие представлений относительно компетентности, наличие стереотипов, знаний, приоритеты познания в связи с компетентностью.

Критерии опыта: реализация близких к компетентным или непосредственно компетентных задач, функций в прошлом.

Критерии отношения: сформировавшееся отношение к себе и другим в связи с реализацией компетентности или связанной с компетентностью деятельности

Критерии регуляции: способность к регуляции побуждений к действиям в связи с компетентностью..., настойчивость, решительность, выдержка, готовность к преодолению препятствий на пути к цели, связанной с реализацией компетентности.

Исходя из структуры активности личности (потенциальная активность - волевые действия - реальная активность), мы в своем исследовании рассматриваем понятие «компетентность» синонимичным понятию «потенциальная активность». Тогда компетентность - готовность и стремление к деятельности - включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивацию деятельности.

Поэтому для нас оказался полезным также анализ представленных в литературе критериев проявления активности субъекта. В.И. Лозовая и А.В. Троцко приводят наиболее часто называемые критерии активности: инициативность, характеристики деятельности (энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов активности), положительное отношение к деятельности (добросовестность, интерес, любознательность), самодеятельность, самостоятельность, саморегуляция, осознанность деятельности, воля личности (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца, сопротивление отвлекающим воздействиям), целенаправленность, целеустремленность, творчество (4, с. 28). А.И. Крупнов объединяет критерии в три группы: степень выраженности внутренних побуждений, потребности деятельности, стремления к преодолению начатых действий и деятельности; скоростные характеристики реакций и действий индивида; разнообразие приемов и действий, использованных индивидом при выполнении предлагаемых заданий (цит. по 4 ).

На основе анализа литературы мы определяем следующие критерии активности личности:

  1. Субъективные критерии активности - преобладающие мотивы деятельности, направленность интересов, самооценка деятельности.
  2. Объективные критерии активности - процессуальные характеристики деятельности (темп, интенсивность, объем деятельности, разнообразие приемов и действий, использованных индивидом при выполнении заданий), результативные характеристики деятельности (уровень и качество результатов в целевой деятельности за установленное время), способность к саморегуляции деятельности.

Мы полагаем, что дальнейший сопоставительный анализ позволит определить четкие критерии и уровни развития профессиональной и социально- психологической компетентности выпускника современного вуза. Это, в свою очередь, послужат основой для дальнейшего исследования проблемы формирования компетентности будущего специалиста.

Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант № 05-06-31603 А Ю)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зимняя И.А., Алексеева О.Ф., Князев А.М. и др. Отражение содержания ключевых компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико- эмпирический анализ)//Материалы XV Всероссийской научно- методической конференции «Проблемы качества образования». Кн.2. - С.13-25.
  2. Князев А.М., Земцова Е.В., Палецкая С.Н. Социальные компетентности личности как объект оценивания //Материалы XV Всероссийской научно- методической конференции «Проблемы качества образования». Кн.2. - С.66-77
  3. Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Компетенции на работе. Пер. с англ.М.: HIPPO, 2005.-384с.
  4. Лозовая, В.И. Активность школьника/В.И. Лозовая, А.В. Троцко //Советская педагогика. -1989.- №11.- С. 25-31.
  5. Прохорова Т.Н. Психолого- педагогические основы развития познавательно- творческой активности учащихся (в помощь учителям биологии)/Т.Н. Прохорова, М.Д. Ильязова//Астрахань - Издательство АОИУУ.- 2000.-89с.
  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация/Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2002.-396с.