Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Специфика высших психических функций, связанная с функциональной асимметрией мозга, исследовалась в основном на взрослых и подростках. Имеются попытки связать латерализацию функций с обучаемостью подростков и юношей, но лишь отдельные работы посвящены изучению особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Такое исследование необходимо в связи с поступлением ребенка в школу, сменой ведущей деятельности, с изменением степени межполушарной асимметрии мозга. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 6-7 лет происходит наибольшее возрастание латерализации функций, доминирования левого полушария.

В нашей работе проводилось сравнительное изучение некоторых психологических особенностей детей 6-7-летнего возраста с различным мануальным доминированием. Исследование состояло из двух этапов: на первом этапе производился отбор детей-левшей, на втором этапе изучалось внимание, пространственная ориентация, память, а также особенности эмоциональной сферы детей.

В г.Петрозаводске и районах Карелии было обследовано 2993 ребенка старшего дошкольного возраста, посещающих различные детские образовательные учреждения. Использовались наиболее часто применяемые методики определения профиля сенсо-моторной асимметрии. Диагностика носила игровой соревновательный характер.

Выявлено 186 детей с преобладанием левой руки и 65 детей-амбидекстров, что составляет 6,2% и 2,16% соответственно. В северных районах Карелии количество дошкольников-левшей и амбидекстров несколько выше, однако, данный факт требует дальнейшего уточнения. Возможно, возрастание числа детей-левшей и амбидекстров на севере республики объясняется одной из множества гипотез о причинах левшества, в которой предполагается, что доминирование правого полушария в условиях Крайнего Севера способствует лучшей адаптации к суровым климато-географическим условиям.

Исследование внимания при помощи детского варианта корректурной пробы и ряда валидных тестов показало, что продуктивность, концентрация, распределение внимания леворуких детей значительно ниже, чем у праворуких сверстников. Эти данные статистически достоверны. Сравнение объема и переключения внимания также выявило некоторые различия, не достигающие степени статистической значимости.

Результаты изучения пространственного восприятия детей не совпадают с результатами ряда исследований, выполненных на взрослых людях, и свидетельствуют о том, что леворукие дошкольники значительно хуже ориентируются в пространстве. Правильность ориентировки в пространстве относительно себя, относительно предмета у них составляет 56,3% и 54,1% соответственно по сравнению с правшами. Подобная разница отмечалась и при ориентировке среди близко расположенных игрушек, ориентировке в комнате, на улице. На собственном теле леворукие дети ориентируются лучше, практически без ошибок, однако латентный период ответа длительнее, чем у праворуких сверстников.

Учебная деятельность детей-первоклассников предъявляет требования к ориентации в пространстве, в том числе и к ориентации на листе бумаги. В широко распространенном тесте Д.Б.Эльконина «Графический диктант» были получены интересные данные. Задание под диктовку и леворукие, и праворукие дети выполнили одинаково хорошо, но при самостоятельной работе были обнаружены явные различия. Более высокие показатели при выполнении самостоятельной работы получили дети-левши. Они видели узоры в целом и не задумывались, куда провести следующую линию, следующий фрагмент узора, выполняли задание уверенно, достаточно быстро и без ошибок. Разница полученных данных при выполнении самостоятельной работы теста «Графический диктант» между левшами и правшами статистически достоверна.

Подобные различия отмечались и в результатах выполнения детьми субтеста «Кубики Кооса» интеллектуального теста Векслера. Леворукие дети меньше ошибались, выполняли задание быстро, меньше обращались к помощи взрослого. Они чаще всего решали задачу в уме, почти не прибегали к методу проб и ошибок, не накладывали кубики на прозрачный трафарет.

Лучшие результаты у детей-левшей в тестах «Графический диктант» и «Кубики Кооса», по нашему мнению, объясняются синтетическим способом переработки информации. Дети с доминированием правого полушария воспринимали особенности узора в целом, как в двухмерном, так и трехмерном пространстве.

Исследование кратковременной памяти, как мы и предполагали, обнаружило более яркую образную память у старших дошкольников-левшей по сравнению с правшами. Однако различий в словесно-логической, а также моторной и эмоциональной памяти не было выявлено, что расходится с данными, полученными при исследовании памяти взрослых людей. Вероятно, это обусловлено тем, что у детей 6-7 лет преобладает образная память, в то время как семантическая память, связанная с работой левого полушария, более интенсивно формируется позже, в учебной деятельности младшего школьника и подростка.

Изучение эмоциональной сферы детей показало, что вопреки имеющимся в литературе утверждениям о преобладании у левшей негативного фона настроения, в наших исследованиях доминирующим фоном настроения был устойчиво позитивный у всех детей, независимо от латеральности. Тест Люшера выявил позитивное эмоциональное состояние у левшей и правшей в течение дня, однако леворукие дети в большей степени направлены на покой и отдых, у них меньше уверенности и оптимизма, ощущения энергии.

Как у леворуких, так и у праворуких детей наблюдался средний уровень тревожности, однако для левшей характерно большее проявление тревожности в ситуациях взаимодействия с другими детьми, особую тревогу вызывают агрессивные действия сверстников. Выявлена тенденция к проявлению большей тревожности у левшей в бытовых ситуациях. Очевидно, это связано с тем, что леворукий ребенок живет в мире, приспособленном для правшей, и не может проявить достаточную ловкость в повседневных бытовых действиях.

Более выраженно особенности эмоциональной сферы леворуких детей проявляются в ситуациях фрустрации (тест Розенцвейга). Они склонны к защите своего «Я», их поведение менее гибкое, в то время как дети с преобладанием правой руки в большей степени используют различные возможности преодолеть затруднения. В сложных ситуациях поведение леворуких детей нестабильно, в целом менее конструктивно по сравнению с правшами, с реакциями самообвинения и возрастанием чувства вины. Общая неконструктивность поведения делает детей-левшей менее адаптивными к условиям социальной среды, менее толерантными к фрустрирующим факторам, склонными к повышению конфликтности в сложных жизненных обстоятельствах. Выявленное доминирование самозащитного способа реагирования на фрустрацию может указывать на внутреннюю конфликтность личности, неадекватную самооценку, склонность к невротизации, повышенную потребность детей с леворукостью в понимании, помощи, поддержке взрослого человека.

Таким образом, проявления функциональной асимметрии мозга детей старшего дошкольного возраста отличаются от проявлений латерализации функций у взрослых. Вероятно, дети с доминированием левого и правого полушария обладают не только различными психическими особенностями, но и разной адаптивностью к климато - географическим и социальным условиям среды. Полученные данные нуждаются в подтверждении в ходе дальнейших исследований. Тем не менее, выявленные особенности психики леворуких детей указывают на необходимость учитывать их при организации жизни, при индивидуальном подходе в обучении и воспитании.