Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Современное наукоемкое и высокотехнологическое производство, динамичная многоукладная экономика нуждаются в новом типе специалиста с высшим техническим образованием [1-2]. Его профессиональная подготовка требует более конкретной и обоснованной организации. Эффективное обучение призвано содействовать формированию у студенческой молодежи устойчивых профессиональных планов, уверенности и целеустремленности. Полученные в результате конкретного социолого-педагогического исследования данные о мотивации профессионального выбора, отношении студентов к учебе, учебному заведению позволяют составить многомерный и динамичный социально-профессиональный портрет будущего специалиста, увидеть ситуацию в целом. Тувинским государственным институтом переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва для мониторинга социально-психологического портрета будущих специалистов - студентов Тывинского государственного университета (ТывГУ) используется компьютерная социологическая программа, разработанная Академией информационных технологий [1]. Анкета состоит из нескольких смысловых блоков: мотивы поступления студента в данное учебное заведение (выбора профессии); отношение к учебе; значимые стимулы учебной деятельности; оценка данного учебного заведении; социально-демографические показатели. Эти данные помогут лучше понять сегодняшнюю студенческую молодежь, ее отношение к учебе.

Социально-демографическая характеристика опрошенного контингента.

В социологическом опросе участвовали студенты дневного отделения физико-математического факультета ТывГУ. Девушки составили 71,5% от всей выборки, юноши соответственно - 28,5 %. Участники опроса распределились по двум возрастным группам: до 20 лет - 85,7%, остальные 14,3% - более старшего возраста (от 20 до 25 лет). Среди респондентов 9,5% замужем/женаты, 90,5% - не замужем/неженаты. В настоящий момент 4,8% из опрошенных имеют детей, остальные 95,2% - не имеют. Большая часть студентов поступили в свой ВУЗ сразу же после окончания школы. Таким образом, сегодняшняя студенческая молодежь в своей массе не имеет ни трудового стажа, ни серьезного жизненного опыта. Основная часть студентов (57,1%) является жителями Кызыла, 9,5% - приехало из других городов республики, 33,3% - из сельской местности. Респонденты заканчивали разные типы школ: 85,7% - обычную среднюю школу, 14,3% - специализированную школу (с углубленным изучением некоторых учебных дисциплин).

Мотивы поступления в ВУЗ. Мотивы поступления в учебное заведение и выбора конкретной специальности - один из основных показателей формирующегося отношения к профессии. Преобладает «профессиональный мотив» - интерес к будущему виду деятельности (57,1%). Некоторая доля молодых людей недостаточно профессионально мотивирована. Они поступили в ВУЗ в силу случайных обстоятельств. Следовательно, вопросы дальнейшей профессиональной ориентации остаются актуальными и для студенческого контингента. Для некоторых респондентов важен был прагматический мотив: необходим документ о высшем образовании (4,8%). Самую проблемную группу составляют студенты, которым было все равно, куда поступать (19%). Из-за отсутствия профессиональной мотивации их обучать сложнее.

Стимулы учения. Ответственным моментом анализа служит выяснение значимых стимулов учебной деятельности студентов. Данная информация подсказывает руководству вуза и преподавательскому составу, какие методы учебной работы и стиль общения с молодежью являются наиболее эффективными. Для студентов наиболее значимыми стимулами учения являются следующие факторы: высокие требования на экзаменах и зачетах - 57%; когда преподаватель интересно рассказывает, подробно объясняет - 33%.Таким образом, значительную роль в системе стимулирования учебы студентов факультета играют контроль и требование. Некоторая часть студентов (4,8%) отметила, что их стимулирует возможность самим работать практически.

Оценка своего учебного заведения. Мнение самих студентов о своем вузе можно рассматривать как своеобразную экспертную оценку. Сложившееся у студента общее отношение к своему учебному заведению невольно корректирует, преломляет любые внешние воздействия, во многом влияет на его процесс обучения и в известной мере предопределяет обучающий эффект. В прожективной ситуации повторного выбора большинство студентов (38%) вновь стали бы поступать в свой вуз (видимо, они полностью удовлетворены обстановкой и учебой), 28,6% затрудняется с определенным ответом, 23,8% поступило бы в другое учебное заведение, и только 9,5% студентов снова не стали бы поступать в знакомый вуз.

Требования к личности преподавателя. Из полученной информации сложно определить, какие требования выдвигает студенческая молодежь к личности своего преподавателя. В среднем каждый участник указал 2-3 различных качеств из предложенного в анкете списка. На первое место 81% респондентов поставили «глубокое знание своего предмета», на второе - «умение преподавателя излагать материал, объяснять» (76%), на третье - «требовательность» (38%). Вторую группу предпочитаемых качеств составили: «хорошее знание практики» - 23,8%, «общительность» - 14,3%, «демократичность убеждений» - 9,5%, «отзывчивость, чуткость» - 9,5%. Остальные качества отмечались заметно реже. Итак, «эталонный» портрет преподавателя с точки зрения студентов: специалист, хорошо знающий свой предмет, интересно излагающий материал, с демократичными убеждениями и умением общаться с молодежью.

Выводы:

1.Большинство студенческой молодежи удовлетворено учебой и дает положительную оценку своему вузу.

2.В систему управления вузом должен активно внедряться информационно-аналитический подход, позволяющий руководителям учебного заведения более детально и оперативно отслеживать содержательные аспекты образовательного процесса [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Опыт оперативного социологического анализа образовательного процесса //Аналитический отчет-СПб, 2002. - 41с.
  2. Образование взрослых: перспективы развития в ХХI веке - СПб:ИОВ РАО, 2003.-172 с.