Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В теории государства и права возникновение законодательства традиционно связывают с возникновением государственности. Закон (позитивное право) противопоставляется естественному состоянию людей, которое регулирует обычное право. Данное естественное состояние общества трактуется неоднозначно: «война всех против всех» Т. Гоббса, «состояние равенства» Дж. Локка, «золотой век» Конфуция. Но объединяет их мысль, что естественное, догосударственное состояние социума предоставляло людям больше прав, нежели государственное состояние с его юридически оформленным письменным законодательством.

Универсальность данного утверждения можно проверить на примере соотношения понятий «право» и «закон» в древнерусском сознании. Древнерусская народность сформировалась в период единства раннефеодального Киевского государства (IX-XII века)[1]. В Киевской Руси, как и в любом традиционном обществе, поведение человека строго регламентировалось нормами, обычаями, традициями, сформировавшимися в недрах языческого славянского мировоззрения. Разрешалось все, что не было запрещено многочисленными табу. Но такая свобода не допускала право выбора, так как, с одной стороны, была система запретов, а с другой - четко обозначенное допускаемое поведение. Таким образом, в сознании древнерусского человека отсутствовала идея свободы, выбора.

Насильственно внедренное князем Владимиром христианство дало человеку право духовного выбора. Новая вера предлагала и новую систему ценностей, норм, правил поведения и т.д. Но достаточно консервативное сознание жителей Древней Руси не было готово для восприятия христианства. Тем не менее, для победного наступления православия сопротивление древних культов, как отмечает Л. Гумилев, было не страшно. Древние верования устойчивы, но пассивны, они могут только защищаться, что и обрекает их исчезновение[2]. Такая ситуация предполагала сохранение прежних верований и образа жизни при вынужденном следовании официальным предписаниям. Со временем многие христианские догмы стали естественными для населения. Выражаясь терминологией З. Фрейда, можно отметить, что если в дохристианском славянском обществе завершался переход от массового бессознательного к коллективному сознательному, то в христианской Руси коллективное сознание стало следовать высоким моральным и нравственным идеям. Прежние нормы и идеалы были либо оттеснены в коллективное подсознание, либо официально утверждались в новой системе ценностей. Например, православие использовало дохристианскую традицию, запретив женщинам входить с непокрытой головой в церковь[3].

Следует отметить, что ни создание Древнерусского государства, ни христианизация Руси не привели к составлению письменного законодательства. Лишь в 1016 г. князь Ярослав установил для Новгородской земли «Правду Ярослава», а его сыновья в 1072 г. издали новый свод законов для всей Руси - «Русскую Правду». Более того, как отмечает В. Ключевский, «Русская Правда» составлялась и в XII в.[4]. Объяснить этот факт не представляет большой сложности. Время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в ХII в. То есть в период с конца X в. до конца XI в. древнерусское сознание ориентировалось на дохристианскую традицию. Княжеский судья не нуждался в писаном своде законов, а руководствовался древними юридическими обычаями[5]. Действовавшие церковные суды не обладали легитимностью до XII в. С этого времени население все больше ориентируется на христианские нормы, растет значение церковных судей. Последние нередко были иностранного происхождения и были незнакомы с русскими юридическими обычаями. Именно поэтому в XI-XII в. окончательно оформляется письменное законодательство на Руси, вобравшее в себя как прежние обычаи и нормы, так и новые, христианские.

Подведем итоги. Во-первых, не вполне справедливым представляется утверждение, связывающее оформление письменного законодательства с возникновением государственности. На Руси составление письменного свода законов было связано с высоким уровнем развития народного сознания, произошедшего в результате христианизации. Во-вторых, можно отметить, что в дохристианском древнерусском сознании отсутствовало понятие свободы (права). Человек осознавал лишь запрет (табу). в. авлялась ак отмечает В. Ключевский, " "аконодательства. ой системе ценностей. риятия христианства.


[1] Аджи М. Полынь половецкого поля. - М., 1994. - С. 20.

[2] Гумилев Л.Н. Древняя Русь Великая степь. Кн.1. - М., 1997. - С. 301.

[3] Пушкарева Н. Варварская красота //Родина, 1995. - № 6. - С. 80.

[4] Ключевский В.О. Русская история. Кн.1. - М., 1997. - С. 185.

[5] Там же.