Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Россия является многоэтническим и многокультурным государством. Народы, населяющее современное российское общество различаются по своим экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку, духовному складу, национальному характеру и т.д. Данное многообразие порождает немало проблем и конфликтов. На улицах российских городов часты проявления вражды к людям иных национальностей, которые нередко приводят к кровавым разборкам на национальной или религиозной почве.

Принято считать, что образование несет свою долю ответственности за подобные явления. Ведь именно образование предопределяет личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззрение, поведение, а, следовательно, нравственный и духовный потенциал общества. Между тем такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, оно должно быть воспитано. Следовательно, современное российское общество выдвигает перед педагогической наукой целый комплекс проблем, связанных с решением задачи мирного сосуществования и взаимообогащения различных культур, составляющих его.

По словам специалистов, культура учебного заведения призвана сближать участников образовательного процесса из разных этнических групп для того, чтобы гармонизировать отношения как между учащимися и учителями, так и между самими педагогами.

Как показал ряд исследований, в отечественной науке существенный вклад в разработку вопросов поликультурного образования сделан Г.Д. Дмитриевым, по словам которого принцип поликультурности должен быть возведен в дидактический принцип [1]. Прежде чем перейти к рассмотрению содержательной сущности данного принципа, обратимся к самому понятию «поликультурное образование».

В научной литературе встречаются разные варианты данного термина: поликультурное, многокультурное и мультикультурное образование. По мнению Г.Д. Дмитриева, эти варианты синонимичны, поскольку их первая часть обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение. При этом он подчеркивает, что следует различать понятия «многокультурное» и «многоэтническое» образование, так как последнее не отражает всего многообразия культуры человечества. США, где опыт многокультурного образования насчитывает не один десяток лет, пережили стадию многоэтнического образования. Оказалось, что при гармонизации отношений между различными этническими группами, внутри них самих продолжали встречаться такие негативные явления, как дискриминация, насилие, ненависть и т.п. В этой связи концепция «многоэтнического образования» была расширена до «многокультурного образования».

Опираясь на результаты исследований Г.Д. Дмитриева, рассмотрим сущность принципа поликультурности. Во-первых, в основе данного принципа лежит гуманистическая идея о том, что не существует лучшей или худшей культуры. Все культуры различаются своим содержанием, каждой присущи свои преимущества и недостатки, а значимость культуры определяется индивидами.

Принцип поликультурности рассматривает понятие «раса» как общечеловеческое понятие, отвергающее деление людей по некоторым физическим характеристикам. В связи с этим, любое проявление в обществе ненависти, дискриминации человека иной культуры расценивается как расизм. Следует подчеркнуть, что сегодня в мировой науке понятие «раса» считается неточной категорией, поскольку в рамках одной расы люди неоднородны по своим физическим характеристикам, не говоря об их культурных параметрах.

Отражая многоэтническую природу российского общества, принцип поликультурности полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. При этом основополагающими должны быть положения о том, что этнические культуры - это всеобщее богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура есть продукт исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.

Реализация дидактического принципа поликультурности, как отмечает Г.Д. Дмитриев, должна осуществляться на всех уровнях разработки содержания образования: целеполагания, отбора знаний и умений, отбора этико-эстетических ценностей, оценки содержания образования, оценки потребностей учащихся и общества, а так же в практической деятельности педагогов на всех уровнях. Дидактический принцип поликультурности станет эффективным лишь в том случае, если он будет пронизывать всю методику преподавания в учебном заведении. Следовательно, вполне очевидна необходимость всестороннего научно-педагогического исследования данного принципа, который позволит расширить и обогатить содержание других дидактических принципов, дополнить критерии отбора содержания образования новыми параметрами, которые диктует сегодня сама жизнь. На наш взгляд, данный принцип позволит гуманизировать не только учебный материал, но и отношения как между преподавателями и учащимися, так и между самими учениками. Принцип поликультурности будет способствовать развитию демократии, как в учебном заведении, так и в обществе. Вполне очевиден тот факт, что поликультурное образование поможет предотвратить конфликты, имеющие культурную подоплеку. Для того чтобы поликультурность стала неотъемлемой частью профессионализма каждого педагога, необходима разработка программы подготовки учителя как посредника между культурами различных народов, организатора межкультурной коммуникации. Это большая и сложная работа, требующая изучения и распространения передового опыта реализации поликультурного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.:Народное образование,1999.-208с.