Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

С целью повышения качества учебной деятельности студентов нами разработана и внедрена в учебный процесс методика рейтинг-контроля усвоения знаний по дисциплине «Органическая химия», изучаемой студентами направления 510500-Химия в Тверском государственном университете. Нами выбраны следующие основные критерии оценки качества усвоения знаний : 1) требования Госстандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 510500-Химия; 2) требования учебной и рабочей программ по дисциплине «Органическая химия», разработанных на кафедре органической химии Тверского госуниверситета; 3) учет основных этапов и различных форм учебной деятельности при изучении органической химии; 4) учет позитивной динамики стартовых возможностей студента; 5) предоставление дополнительной возможности студенту повысить свой рейтинг по дисциплине на итоговом собеседовании.

Используются различные виды (исходный, текущий, промежуточный, итоговый) и формы контроля (контрольная работа, коллоквиум, лабораторная работа, тест, конспект, реферат, семинар и др.). Текущий рейтинг-контроль проводится по результатам контрольных и лабораторных работ (соответственно 6 и 10 работ в семестр), а также коллоквиумов (5 в семестре). Каждая выполненная и правильно оформленная лабораторная работа оценивается 1 баллом. Контрольные работы и коллоквиумы оцениваются по четырехбальной системе (0,1,2,3 баллов). На 6-й, 12-й, 17-й неделях каждого семестра проводится промежуточная аттестация методом тестирования. Для этой цели разработанные нами и апробированные тесты стандартизированы с помощью компьютерной программы «Тест академических достижений», предоставленной деканом ФПК ПВ Тверского госуниверситета кандидатом психологических наук Т.С. Савочкиной. Программа позволяет определить показатели качества тестовых заданий, отбраковать неправильно составленные задания, определить индивидуальный балл каждого студента, дать шкалу оценок в зависимости от набранного балла и определить группы сильных и слабых студентов. В качестве метода оценки тестовых заданий использован метод определения и сопоставления индексов трудности и индексов различения. Результаты тестирования учитываются при определении итоговой оценки. На 17-ой неделе по итогам текущего и промежуточного контроля оформляется допуск к экзамену в виде специальной ведомости с рейтинговым баллом студентов.

Итоговый рейтинг-контроль проводится в течение курса дважды (в конце каждого семестра) и проходит в два этапа: I этап - письменная экзаменационная работа (18 неделя); II этап - заключительное собеседование по результатам письменной экзаменационной работы (в день экзамена). Письменная экзаменационная работа включает 7 заданий, из них 5 заданий реконструктивного уровня по основным разделам программы курса в данном семестре и 2 дополнительных задания на углубленное понимание материала. Каждое задание оценивается по общепринятой системе ( 0,3,4,5 баллов). Общая оценка за работу суммируется из оценок по каждому заданию. Заключительное собеседование проводится в день экзамена по вопросам письменной экзаменационной работы в случае недостаточной для положительной оценки суммы баллов, а также в некоторых других неоднозначных ситуациях. С учетом результатов заключительного собеседования определяется общий рейтинг студентов по дисциплине и соответствующая ему оценка. Тематическое содержание, требования, методы и формы всех видов учебной деятельности по курсу органической химии опубликованыв комплексном учебно-методическом пособии для самостоятельной работы студентов (Тверь: Издат. Твер. гос. ун-та, 2001).