Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

В настоящее время развитие среднего профессионального образования (СПО) осуществляется в условиях модернизации системы образования, реформирования, преобразования, коренных изменений в области молодежной политики и социально-экономического развития государства, что требует пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса, обновления его содержания, введения инновационных направлений деятельности. При этом усиливается роль научно-методической работы в учебном заведении, направленной на использование в образовательном процессе современных технологий обучения и воспитания.

Использование современных технологий обучения и воспитания, инновационных методик преподавания могут существенно влиять на качество подготовки специалистов. И опыт работы педагогического коллектива Омского медицинского колледжа Минздрава России подтверждает это. Исходя из разработанной в колледже модели подготовки специалистов медицинского профиля с учетом требований квалификационных характеристик Государственного образовательного стандарта, в учебный и воспитательный процесс введена технология развивающего обучения с направленностью на развитие коммуникативной культуры и творческих качеств личности, социальной, личностной компетентности.

Учитывая комплексный подход в подготовке специалиста, технология развивающего обучения реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеучебной, воспитательной.

Требования рынка труда к выпускникам образовательных учреждений значительно возросли, поэтому содержание педагогической деятельности в Омском медицинском колледже Минздрава России было скорректировано и направлено на подготовку специалиста, который должен:

  • иметь высокую профессиональную компетентность;
  • быть высоконравственной личностью, сформированным как человек высокой коммуникативной культуры, воспитанности и образованности;
  • уметь принимать решение в сложных нестандартных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;
  • выработать привычку к постоянному самообразованию и развитию творческого мышления.

Для успешной подготовки специалиста новой формации, в образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание студента, на обеспечение ему, по возможности, комфортных, бесконфликтных условий развития, профессионального становления, раскрытия творческих качеств, используя современные технологии обучения и воспитания.

Анализ педагогической деятельности коллектива, мониторинг качества обучения показал, что профессиональная подготовка специалистов будет успешной, если:

  • будет обеспечен системно-стилевой подход в обучении;
  • введен активно-деятельностный способ обучения;
  • представлена возможность самостоятельно и творчески работать;
  • создан благоприятный психологический климат на занятиях;
  • созданы условия для работы в общественных организациях;
  • реализуются принципы развивающего обучения.

Основные принципы технологии развивающего обучения, на который делается акцент в образовательном процессе колледжа следующее:

  • расширение сотрудничества преподавателей и студентов;
  • учет личностных особенностей студентов;
  • индивидуальная психологическая поддержка;
  • условия для саморазвития личности, развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала.

Реализуя принципы развивающего обучения, направленного на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала, в учебном процессе колледжа применяются неимитационные методы активного обучения: исследовательские, проблемные лекции, проблемно-поисковые и эвристические беседы. Эти методы обеспечивают развитие творческого мышления студентов, выполнение ими таких задач, в процессе решения которых они овладевают способами познавательной деятельности и качественно усваивают необходимую учебную информации.

Познавательные процессы, коммуникативные навыки студентов, умения к самообразованию развиваются с помощью имитационных методов активного обучения, как игровых (деловая игра-конкурс, с разыгрыванием ролей, пресс-конференция), так и неигровых (решение ситуационных задач, анализ конкретных производственных ситуаций). Имитируя или анализируя деятельность медицинских работников, студенты на основе конкретной ситуации развивают свои профессиональные умения, повышается культура общения. В учебный процесс введены элективные дисциплины и факультативы: мировая художественная культура, история Омской области, история государства Российского, искусство общения, при изучении которых происходит не только формирование профессиональных знаний, но и развитие культуры личности студентов с учетом их индивидуальных способностей и внутренней мотивации.

Значительное влияние на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, оказывает самостоятельная внеаудиторная работа. С этой целью педагогическим коллективом колледжа разработаны и внедрены в учебный процесс различные ее виды - подготовка реферативных сообщений, составление таблиц, схем, обзор литературы. При этом студентам предоставляется право выбора, как тем, так и видов самостоятельной работы, в зависимости от интересов и способностей обучающихся.

В помощь студентам созданы учебно-методические пособия и пособия для самостоятельной работы с учетом задач развивающего обучения.

Ежегодно проводятся внеаудиторные мероприятия, направленные на решение учебных и воспитательных задач: недели дисциплин, конференции, брейн-ринги, викторины, научно-исследовательская работа студентов и т.д.

С целью обеспечения единых подходов к проведению занятий по технологии развивающего обучения методическим кабинетом колледжа предложена модель учебного занятия, которая позволяет решать задачи развивающего обучения.

В колледже накоплен опыт по развитию личностных качеств молодежи через работу в общественных организациях. В колледже успешно функционируют общественные организации, имеющие юридический статус - региональная общественная организация Общество «Милосердие», студенческий фитокомплекс «Зеленая аптека», Центр психологической поддержки молодежи. Так основными направлениями деятельности Центра психологической поддержки являются:

  • диагностика молодежных проблем;
  • коррекция эмоционально-психологического состояния;
  • выпуск молодежной газеты;
  • работа психологической гостиной;
  • проведение тренингов общения и личностного роста.

Они способствуют развитию творческого потенциала студентов и развитию коммуникативной культуры, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Работая в студенческом фитокомплексе «Зеленая аптека», у студентов развиваются профессиональные качества, умения заготавливать лекарственное сырье, навыки общения в группе.

Деятельность студентов в региональной общественной организации Общество «Милосердие», помогает приобретать первые уроки общения с больными людьми, проявлять гуманность, бескорыстность, милосердие.

Такие качества должны быть определяющими в профессии медицинского работника, поэтому нами уделяется внимание введению в учебный процесс дополнительных дисциплин, факультативов, позволяющих объединить цели обучения и цели деятельности общества «Милосердие». Так, например, методической службой колледжа одобрена и рекомендована в учебный процесс рабочая программа дисциплины по выбору студентов «Медико-социальные аспекты работы с лицами старшего возраста», факультатива «Здоровый стиль жизни», изучение которых позволяет развивать у молодежи профессионально-значимые качества, вырабатывает уважительное отношение к людям, нуждающимся в помощи, позволяет задуматься о значении здорового образа жизни, развивать коммуникативную культуру.

Реализация технологии идет по следующим этапам:

  • целевой;
  • диагностический;
  • организационный;
  • обучающий;
  • информационный;
  • экспериментальный;
  • содержательно-деятельностный.

Целенаправленная работа с учетом названных мероприятий позволяет решать развивающие, учебные и воспитательные задачи.

Анализ результатов промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов показывает, что использование технологии развивающего обучения значительно повышает качество обучения. Так, на диаграмме 1 наглядно отражены учебные показатели: средний балл и качество знаний при традиционной системе обучения и с использованием технологии развивающего обучения.

Диаграмма 1. Динамика учебных показателей

Таким образом, практический опыт работы с использованием технологии развивающего обучения способствует повышению качества образовательного процесса и его эффективности. Ежегодные отзывы, получаемые о выпускниках из практического здравоохранения, подтверждают высокий уровень подготовки наших специалистов. Благодаря использованию технологии развивающего обучения повысилось эмоциональное состояние студентов, улучшился психологический микроклимат в группах, возрос мотивационный компонент личности студента. Изучение личностных качеств студентов также свидетельствует о целесообразности использования технологии развивающего обучения.

График 1. Траектория развития личностных качеств студентов при традиционной и развивающей системе обучения

Коммуникативные умения повысились, возросли способности к самовыражению, студенты стали более самостоятельными и инициативными, оригинальны при решении затруднительных задач.

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала личности обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность.

Технология обеспечивает гарантированное выполнение требований государственных образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки специалистов медицинского профиля.

В процессе обучения создаются необходимые и достаточные условия для становления творчески активной, ценностно-ориентированной личности специалиста-профессионала с высокой коммуникативной культурой.

Технология содержит в дидактической структуре механизмы ее адаптации к уровню способностей студентов к самостоятельному учению, умственному, коммуникативному, творческому развитию и воспитанию, позволяет осуществлять действенный мониторинг процесса и результата подготовленности обучающихся, выводить их из затруднений, поддерживать и развивать познавательные и профессиональные интересы.

В образовательном процессе обеспечивается общая эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью, что позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности, развить коммуникативную культуру и творческий потенциал студентов.