Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Подготовка высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с сокращением вредного влияния промышленного производства на окружающую среду и направлена на разработку экологически ориентированных технологических процессов, является в настоящее время первоочередной задачей высшей школы.

Поэтому актуальной задачей при подготовке современного инженера является изучение экологической безопасности. Это направление должно пронизывать весь процесс обучения в целях обеспечения нормального функционирования системы «человек - техника - среда обитания», как сложного динамического комплекса с множеством прямых и обратных связей, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Рассматриваемая проблема носит мировой характер. Поэтому в декларации, принятой в 1992 г. в Бразилии конференцией ООН по окружающей среде и развитию, указано, что «для достижения устойчивого развития общества защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть этого процесса и не может рассматриваться в отрыве от него». Следовательно, в каждой стране должен быть создан приемлемый баланс между ростом экономики и сохранением биосферы.

Для сохранения нашей планеты необходимо достижение консенсуса в оценке ценности природных ресурсов и создании мотивации для экологически разумного поведения людей. При этом следует отметить, что в настоящее время в сознании человечества отсутствует единство экологических критериев. Для многих регионов планеты бездеятельность в этом направлении приводит к крупномасштабной гибели природы, поэтому необходимо выработать оптимальные, научно обоснованные рекомендации по оценке экологических последствий развития современных технологий производства, повысить точность прогнозов, сосредоточить силы на предотвращение техногенных аварийных ситуаций.

Важно отметить, что проблематика экософического направления относится к сфере, которую в современных условиях следует рассматривать как одну из наиболее значимых элементов общечеловеческой культуры. Внедрение его в учебный процесс высшей школы (на современном уровне и в необходимом объеме) позволит в значительной мере снизить остроту проблемы одностороннего развития специалистов технического профиля, что, в свою очередь, обеспечит расширение кругозора студентов, создаст условия для их профессионального роста до уровня, отвечающего требованиям современности.

В период обучения студента в вузе из него необходимо подготовить творчески мыслящего специалиста, способного видеть наиболее перспективные пути развития научно-технического прогресса, в основу которого должны быть положены современные экологически безопасные технологии производства. Достижение такого результата в процессе обучения представляет собой крайне сложную задачу, стоящую перед системой образования, и решение ее сводится к реализации двух взаимосвязанных проблем-овладению необходимым объемом профессиональных умений и знаний, составляющих основу интеллекта и компетентности.

Таким образом, экософия-новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства формирования инвайроменталитета у будущего инженера, когда психика человека характеризуется такими формами отражения окружающего мира как:

  • экологически безопасное мышление;
  • восприятие объективного мира, т. е. целостной системы отображения информации об окружающей среде (производственной, бытовой, социальной, окружающей и производственной) как творческий процесс его познания;
  • эмоциональное отношение к объектам и явлениям окружающей среды в сочетании с интеллектуальными, практическими, эстетическими и нравственными чувствами (знания и эмоции).