Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Социально-ориентированная стратегия развития национальной экономики обуславливает появление новых социально-значимых ориентиров в системе высшего профессионального образования. На рынке труда все больше котируются не только высоко квалифицированные профессионалы, но и творческие личности, которые способны сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые. В условиях инновационного развития экономики происходят коренные изменения образовательной парадигмы: образовательное учреждение должно не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально-необходимых личностных качеств (компетенций), характеризующих социальный портрет будущего специалиста, таких как: культура системного мышления; культура организационного поведения; коммуникативная культура; умение работать в команде; толерантность; стремление к самообразованию и саморазвитию; высокая профессиональная ответственность; организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; гибкость и креативность мышления; умение представлять свои профессиональные и личные качества; культура здоровья и здорового образа жизни.

Безусловно, все эти качества будут способствовать успешному трудоустройству и дальнейшему профессиональному и личностному росту выпускников . Достичь этого можно лишь одним путем - повышая гуманистический и воспитательный потенциал реализуемых в вузе образовательных программ. Интеграция учебного и воспитательного процесса должна являться незаменимым и одним из основных направлений повышения эффективности воспитательной деятельности в университете. В качестве основных наиболее действенных способов повышения гуманистической и воспитательной направленности образовательных программ, созвучных рекомендациям Министерства образования РФ по модернизации воспитательного процесса в вузах могут быть названы следующие:

  • создание междисциплинарных проблемно ориентированных образовательно-воспитательных курсов на основе интеграции содержания различных гуманитарных дисциплин. Их содержание должно быть способно обеспечить формирование многогранного, целостного мировоззрения, восприятия социально-гуманитарных проблем и процессов внутренней и внешней политики, формирование интегрального мышления личности;
  • создание междисциплинарных естественно-гуманитарных образовательно- воспитательных курсов, ориентированных на формирование научного мировоззрения, способного к адекватному представлению единой картины мира;
  • создание междисциплинарных профессионально ориентированных образовательно-воспитательных курсов на основе интеграции содержания различных общепрофессиональных и специальных дисциплин с содержанием соответствующих гуманитарных (и естественнонаучных) дисциплин, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности. На примере экологического воспитания для внедрения в практику могут быть рекомендованы подобные курсы, содержание которых предус-матривает формирование в ходе естественнонаучного и гуманитарного образования фундаментальных научных, правовых и экономических основ экологически безопасной и природоохранной деятельности, экологической культуры и мышления, а в ходе профессиональной и специальной подготовки - основ соответствующей тех-нической и технологической квалификации;
  • разработка и включение разделов воспитательной направленности в лекционные курсы, другие виды занятий и заданий по циклам профессиональных и специальных дисциплин по соответствующим направлениям воспитания (формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей-общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру; нравственно-этическое воспитание; правовое; гражданско-патриотическое; трудовое и профессионально-творческое; эстетическое; экологическое и природоохранное и др.);
  • включение в учебные планы профессионально-творческих заданий и занятий научно - исследовательского характера в подтвердивших свою эффективность формах: междисциплинарных курсовых научно-исследовательских работ; дипломных научно - исследовательских работ; лабораторно - исследовательских практикумов, семинаров;
  • включение в учебный процесс личностно-ориентированных технологий обучающей и воспитательной деятельности, индивидуальных методов работы, позволяющих в максимальной степени учитывать способности, склонности и интересы каждого студента, а им в свою очередь оценить и усвоить как профессиональные, так и личностные, нравственные качества педагога и учёного;
  • постановка и чтение факультативных и по выбору курсов лекций, проведение спецкурсов и семинаров по актуальным для воспитания проблемам эстетики, отечественной и мировой культуры, психологии общения и коммуникативной культуры, этики, культуры здоровья и социально-правовым. Целью воспитания в Сыктывкарском гоcударственном университете является формирование личности студента-выпускника, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за «Альма Матер», приверженность университетскому духу, преданность университетским традициям и университетской солидарности.

В институциональной форме воспитательный процесс осуществляется силами специальных университетских структур через систему соответствующих мероприятий. Эти структуры обеспечивают целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания с учетом специфики факультетов и курсов, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. При этом координирующим началом всей воспитательной деятельности выступают ректорат и деканаты факультетов, которые способствуют гуманизации внутриуниверситетских и внутрифакультетских отношений, коллегиальности профессионально-трудовой деятельности преподавателей и студентов, рассматривая вопросы качества и этики преподавания на заседаниях Ученого Совета университета и факультетов, осуществляя организацию и контроль качества учебного процесса.В 2004 году решением Ученого Совета СыктГУ принята Программа развития системы воспитания студентов , цель которой - оказание содействия в организации воспитательной деятельности факультетам и кафедрам.Воспитательная деятельность в СыктГУ реализуется на трех уровнях управления: на университетском уровне, на уровне факультета, кафедры и иных структурных подразделений. Координацию воспитательной деятельности в СыктГУ осуществляет проректор по учебной и внеучебной работе.

Отдел по внеучебной и воспитательной работе со студентами, созданный в университете в 2003 г., играет особую роль в воспитательном процессе. Аккумулируя в своей деятельности многие вопросы студенческой жизни, он осуществляет следующие функции:

  • организация и координация работы по созданию целостной концепции и системы воспитательной работы со студентами;
  • создание базы данных по вопросам студенческой жизни;
  • подготовка нормативных документов, приказов, регламентирующих внеучебную работу со студентами;
  • координация работы заместителей деканов факультетов по работе со студентами для создания единого воспитательного пространства в университете;
  • координация работы с факультетами, подразделениями, общественными организациями по решению вопросов учебно-воспитательной и социальной работы со студентами;
  • координация работы по формированию Фонда социальной защиты студентов и аспирантов;
  • работа по поддержке и развитию студенческого самоуправления;
  • оказание организационной и материальной помощи в реализации инициатив по развитию студенческих клубов, творческих коллективов и других студенческих структур, а также при проведении культурно-массовых, спортивных и других мероприятий;
  • координация работы факультетов и администрации общежитий по организации проживания студентов в общежитиях; организация взаимодействия с учреждениями города и республики с целью оптимизации социальной помощи и воспитательной работы со студентами СыктГУ.

Особая роль в системе воспитательного процесса принадлежит заместителю декана по работе со студентами, который обеспечивают работу по следующим направлениям:

  • учеба (использование воспитательного потенциала учебного процесса: привитие уважения и любви к избранной профессии, профессиональной этики, ответственности, компетентности и др.; выдвижение наиболее отличившихся студентов на специальные стипендии разных уровней; контроль за посещаемостью занятий);
  • наука (формирование творческой направленности личности студента, участие студентов в конкурсах научных работ и грантов, совместные студенческо - преподавательские научно - исследовательские и научно-практические мероприятия, конференции, семинары, совместные научно-творческие сборники), участие в проведении "Дня факультета", подготовке студенческих научно-исследовательских работ для участия во Всероссийском конкурсе;
  • управление (проведение совещаний со старостами групп по вопросам учебы, успеваемости и др.);
  • отдых (культурные и спортивные мероприятия на факультете, в общежитиях по месту проживания студентов факультета, участие в общеуниверситетских мероприятиях);
  •  быт (подготовка карт заселения студентов в общежития, контроль за соблюдением правил проживания в общежитиях, оказание помощи при разрешении спорных вопросов с администрацией общежитий).

Важным звеном высшего учебного заведения, определяющим содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса, основным структурным подразделением СыктГУ является кафедра. Уникальность университетского воспитательного потенциала состоит в том, что представленный 15 факультетами и 2 Колледжами, он имеет мощную базу для всестороннего, полифоничного воздействия на студентов, интеграции ресурсов кафедр, обеспечивающих профессиональную составляющую в подготовке специалистов, а также приложения сил кафедр социально-гуманитарного и естественно - математического профиля.Такой статус кафедр обусловлен тем, что наибольшим воспитательным потенциалом обладает учебный процесс, содержание которого обеспечивается именно кафедрами университета. Выпускающие кафедры формируют профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, прививают вкус к научно - исследовательской работе. Они же призваны прививать студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности ученого за последствия его профессиональной деятельности.

В организации воспитательного процесса бесспорна роль кафедры физического воспитания и спорта, Cпортивного клуба и Центра по туризму, поскольку сохранение и укрепление физического здоровья студентов является одной из предпосылок формирования их здорового образа жизни.Развитие и обогащение воспитательных традиций университета невозможно представить без Музея истории просвещения Коми края, профильных музеев университета, Научной библиотеки, Института дополнительного профессионального образования, Центра художественного творчества, Ректор-клуба. В СыктГУ на дневной форме обучения всех факультетов возрожден институт кураторства. 1 и 2 курсы имеют своего постоянного куратора, занимающегося учебной и внеучебной воспитательной работой в группах. Куратор оказывает помощь студентам при их взаимодействии со всеми специальными университетскими структурами, призванными вести учебную и внеучебную работу, проводит специальные мероприятия на курсах и способствует участию студентов в общефакультетских и общеуниверситетских мероприятиях. Институт кураторов на факультете подотчетен заместителю декана по работе со студентами. Ректорат СыктГУ выделил специальные часы нагрузки для ведения кураторами своей работы.

Исключительную роль в воспитании играет Преподаватель университета. Профессорско - преподавательский состав университета насчитывает более 330 человек. Именно их отношение к работе, к окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Именно интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами, когда последние становятся равноправными субъектами единого процесса образования и воспитания, саморазвития, социокультурного определения.

Работа по выработке гражданской и социально-профессиональной позиций дает действенный результат в том случае, если она ведется не в назидательной рационализированной форме, а осуществляется как бы исподволь, составляет определенную тональность, в эмоциональном и нравственном отношениях преподавателя и студентов. Успех здесь возможен, если сам преподаватель любит свою профессию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается совершенно определенных успехов в своей специальности и не только как преподаватель данной дисциплины. Только соответствующим образом подготовленный профессионально и идейно-нравственно воспитанный преподаватель может понять всю масштабность задачи воспитания будущего специалиста, проявить себя в качестве истинного педагога высшей школы. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как единовременная передача знаний и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместного бытия.Решающую роль в координации усилий всех подразделений играет тщательное планирование и продуманная реализация воспитательных мероприятий. Комплексный характер этого позволит скоординировать усилия всех подразделений, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций и студентов, разумнее использовать их силы и возможности, активнее применять многообразие форм и методов воспитания. Этому способствует также оперативное и информационное обеспечение воспитательной практики через газету СыктГУ "VERBUM", факультетские газеты, специальный сайт в Интернете.

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект №03-02-000135а/С