Современные социально-экономические условия характеризуются динамичностью и нелинейностью во всех сферах общества, в связи с чем как учебная, так и профессиональная деятельность характеризуются быстрыми изменениями, при этом новые поколения должны не использовать опыт старшего поколения, а приобретать свой уникальный опыт. Именно по этой причине для современного прогрессивного общества необходимы специалисты, способные самостоятельно мыслить, принимать решения в ситуациях выбора, проектировать и реализовывать на практике собственные действия. В ответ на социальный запрос изменяются характер, а также цели образовательного процесса в направлении обеспечения требуемых условий для развития интеллекта обучающихся, уровня их творческого, культурного и ценностного потенциала. Таким образом, важно не передавать знания в готовом виде, а создавать и обеспечивать условия для процессов саморазвития и природосообразной самореализации личности. В этой связи в рамках реализации национального проекта «Образование» создаются кванториумы, технопарки, центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а также межшкольные научно-образовательные центры, создающие интегративную образовательную среду для успешной и эффективной реализации актуальных образовательных задач.
Одним из способов адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям является проектно-исследовательская деятельность, направленная на формирование креативных способностей, потребности к получению знаний, мотивации к непрерывному процессу самообразования. Цифровизация общества в целом и развитие цифровой экономики детерминируют процесс совершенствования проектно-исследовательской деятельности, обусловливают непрерывный характер данного процесса с целью повышения качества его результативности [1]. Поиск современных подходов к организации проектно-исследовательской деятельности является обязательным для обеспечения реализации действующих образовательных стандартов школьного образования [2]. Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и подростков, а в результате внесения организационных изменений в учебно-воспитательный процесс общего и дополнительного образования может быть значительно повышен уровень позитивного отношения к подобной деятельности, возрастает практическая заинтересованность обучающихся в выполнении исследовательских проектов [3]. Внедрение в образовательный процесс ведущих инновационных практик при осуществлении проектно-исследовательской деятельности повышает познавательную активность школьников и качество формирования ключевых компетенций [4].
В настоящее время как в педагогической науке, так и в практическом образовании существует значительный опыт реализации проектно-исследовательской деятельности с целью формирования ключевых компетенций [5]. В педагогических исследованиях рассмотрены различные аспекты проектно-исследовательской деятельности: фундаментальные теоретические положения проектирования (Д. Дьюи, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская); структурно-содержательные основы проектно-исследовательской деятельности (В.А. Кальней, С.Е. Шишов); обеспечение потенциальных возможностей для проектирования как развивающего средства деятельностного познания (Н.Б. Крылова, И.Д. Чечель); учебное исследовательское проектирование как форма взаимного сотрудничества (В.С. Кузнецов, М.М. Фирсова); исследовательские проекты как эффективное средство осуществления интегративного и дифференцированного образования (В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш) и другие направления исследования.
Вместе с этим, с одной стороны, модернизация современного общего образования актуализирует внимание к проектно-исследовательской деятельности, а с другой стороны, недостаточно разработаны содержание, этапы, формы и технологии развития проектно-исследовательской деятельности в условиях интегративной образовательной среды межшкольного научно-образовательного центра. Кроме этого, требует педагогического исследования использование вариативных ресурсов интегративной среды общего и дополнительного образования в рамках создаваемых научно-образовательных центров для реализации целей повышения качества проектно-исследовательской деятельности.
Проблема проведенного исследования заключалась в выявлении педагогического потенциала интегративной образовательной среды межшкольного научно-образовательного центра для повышения качества организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Целью исследования являлась разработка модели процесса формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях межшкольного научно-образовательного центра. Данная модель позволяет развивать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в интегративной образовательной среде межшкольного научно-образовательного центра на основе принципа вариативности. Разработанная структурно-содержательная модель является основой для разработки вариативных образовательных программ с целью развития проектно-исследовательской деятельности.
Материалы и методы исследования
Основой осуществленного исследования является взаимосвязанная система методологических подходов:
- системный подход, на основании которого исследуемая педагогическая система может рассматриваться как множество элементов, образующих единое целое, при этом система характеризуется различными интегральными свойствами;
- деятельностный подход, позволяющий определять исследуемые процессы на основе понимания деятельности в совокупности ее логических последовательных компонентов;
- личностно-ориентированный подход, который направлен на организацию развивающей среды на основе процессов развития и саморазвития личности;
- контекстный подход, основные принципы которого основаны на осознанном и предметном обучении;
- компетентностный подход, при котором образовательный процесс сориентирован на формирование различных компетенций;
- ресурсный подход, предполагающий комплексное использование всех ресурсов (дидактических, личностных, технологических, материально-технических, кадровых).
В исследовании использовался широкий арсенал как теоретических, так и эмпирических методов исследования: анализ и синтез, моделирование и проектирование, анкетирование, опрос, математические методы обработки полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Результатом проектно-исследовательской деятельности является самостоятельное создание материального продукта, при этом развиваются востребованные современным социумом и рынком труда качества, умения, навыки и компетенции. Таким образом, выполнение учебно-исследовательских проектов выступает не только процессом, но и средством формирования современной личности, обладающей выгодными качествами конкурентоспособности.
Готовность к проектно-исследовательской деятельности обучающихся связана со следующими показателями: начальным опытом проектирования, представлениями о структуре исследовательского проекта, опытом оформления практических результатов деятельности, умениями представлять и оценивать свои достижения, сформированностью мотивов осуществления проектно-исследовательской деятельности, осознанием важности приобретенных навыков деятельности обучающегося. В структуру готовности обучающегося к проектно-исследовательской деятельности входят личностный, теоретический и технологический компоненты. Личностный компонент включает установку к участию в проектной деятельности и мотивацию к эффективной разработке проектов, теоретический компонент – знания из области проектной деятельности. Технологический компонент выражается в способности применять в практической деятельности полученные знания и владеть методами проектирования.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются школы г. Краснодара и г. Грозного, межшкольный научно-образовательный центр г. Грозного. С целью определения уровня готовности к проектно-исследовательской деятельности нами проведено многоаспектное анкетирование среди 200 обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций. Используемая анкета включает в себя 20 вопросов с несколькими вариантами ответов либо утверждения о специфике проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Показатели оценивания связаны со следующими основополагающими компонентами: первоначальный опыт проектирования; знание структуры исследовательского проекта; сформированный опыт практического оформления полученных результатов; наличие умений представлять и оценивать свои достижения; предпочтения в проектно-исследовательской деятельности; качество имеющихся навыков проектно-исследовательской деятельности для обеспечения собственной успешности.
В результате анкетирования у 31 % обучающихся по показателю «Первоначальный опыт проектирования» выявлен высокий уровень готовности; у 60 % - средний уровень; по данному показателю было выявлено 9 % студентов с низким уровнем готовности к проектной деятельности.
По показателю «Знание структуры исследовательского проекта» (актуальность, гипотеза, цели, задачи, методы, выводы т.д.) выявлено, что четкое представление о структуре исследования имеют 50 % обучающихся группы, ученики с легкостью формулировали выводы по своим практическим работам; размытое представление о структуре исследования – у 37 %; неверное представление или нет представления о структуре проекта – у 13 % обучающихся группы.
Обработка данных показала, что половина (50 %) обучающихся имеют высокий уровень по показателю «Сформированный опыт практического оформления полученных результатов», ученикам приходилось оформлять конспект доклада для устного выступления, лекции; 46 % испытуемых набрали средний уровень, они оформляли результаты собственных исследований в виде реферата (статьи, доклада), но с посторонней помощью; и у 4 % был выявлен низкий уровень.
Анкетирование показывает, что 49 % школьников умеют представлять результаты собственной деятельности широкой аудитории; у 17 % испытуемых выявлен средний уровень показателя «Наличие умений представлять и оценивать свои достижения»; 34 % обучающихся не умеют оценивать достижения, предпочитают не афишировать результаты своей работы.
По результатам показателя «Предпочтения в проектно-исследовательской деятельности» выявлено: у 50 % учеников высокий уровень, и у второй половины (50 % обучающихся) – низкий уровень.
По показателю «Качество имеющихся навыков проектно-исследовательской деятельности для обеспечения собственной успешности» у 74 % школьников высокий уровень, они считают, что в дальнейшем смогут применить навыки исследовательской или проектной деятельности во время обучения; 11 % обучающихся затрудняются ответить найдет ли их проект практическое применение, выявлен средний уровень, и 15 % опрошенных отметили, что их проект или исследование не будет полезен окружающим, низкий уровень.
Таким образом, анализ полученных эмпирических данных позволяет сформулировать вывод о необходимости целенаправленного и системного формирования проектно-исследовательских компетенций.
Педагогический потенциал межшкольного научно-образовательного центра как средства формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся заключается в реализации функций, направленных на проектирование саморазвития обучающихся с ориентацией на будущую инновационную деятельность; получение и применение нового знания для решения нестандартных исследовательских задач.
Структурно-содержательная модель процесса формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях межшкольного научно-образовательного центра основана на использовании взаимодополняющих принципов: дополненности, включенности, ситуации успеха, позитивного эмоционального настроя, сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Данная модель включает такие блоки, как:
- целевой блок – связан с этапом целеполагания как предполагаемого результата;
- содержательный блок, включающий определенные требования к отбору содержания (коммуникативная направленность, информационная насыщенность, проблематизация, межпредметная интеграция, инновационность);
- технологический блок, представленный этапами: имитационным, социальным; оценочным, содержащим диагностический инструментарий;
- результативный блок, включающий уровни (низкий, средний, высокий).
Интеграция образовательной среды межшкольного научно-образовательного центра заключается в объединении формирующих ресурсов как общего, так и дополнительного образования в целях повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Специфика формирующего воздействия такой образовательной среды заключается в повышении эффективности использования интегрированных ресурсов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Потенциальные возможности осуществления проектно-исследовательской деятельности в условиях интегративной образовательной среды межшкольного научно-образовательного центра значительно возрастают.
Формирование проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях межшкольного научно-образовательного центра наиболее эффективно при создании и реализации следующих организационно-педагогических условий: постановка конкретных целей для достижения реального результата процесса формирования проектно-исследовательской компетентности; определение актуального компетентностно-ориентированного содержания проектно-исследовательской деятельности; поиск путей повышения мотивации к выполнению исследовательских проектов; обеспечение мониторинга сформированности проектно-исследовательских компетенций школьников.
На основе разработанной структурно-содержательной модели, служащей основой для проектирования вариативных обучающих программ, для повышения уровня готовности к проектной деятельности школьников была разработана программа «Мой первый START-UP». Цель программы – формирование универсальных компетенций в области проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проект был рассчитан на один год. Программа включала в себя как теоретический блок в форме лекций и бесед, так и практико-ориентированные задания. В качестве зачетного мероприятия проведен квест «Защита моего проекта».
Анализ результатов исследования уровня готовности к проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Уровни |
Показатели |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Высокий |
73 % |
80 % |
53 % |
50 % |
53 % |
75 % |
Средний |
25 % |
14 % |
46 % |
19 % |
15 % |
|
Низкий |
2 % |
6 % |
1 % |
31 % |
47 % |
10 % |
На промежуточном этапе после формирующего воздействия и реализации разработанной программы было проведено повторное анкетирование с целью определения уровня готовности обучающихся к проектно-исследовательской деятельности (результаты представлены в таблице).
Сравнительный анализ первого и повторного исследований показывает, что результаты стали выше. Обучающиеся имеют полное и ясное представление о структуре исследования, с легкостью формулировали выводы по своим исследовательским проектам. Большая часть обучающихся имеют опыт в оформлении и выполнении докладов, выступлений, рефератов, а также обучающиеся считают, что в дальнейшем смогут применить навыки исследовательской или проектной деятельности во время обучения.
Заключение
Таким образом, в результате исследования:
– раскрыт педагогический потенциал инновационных способов организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях интегративной образовательной среды межшкольных научно-образовательных центров, являющийся основой для совершенствования содержания и технологий саморазвития обучающихся;
- выявлены организационно-педагогические условия для повышения эффективности использования предложенных способов формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся;
- научно обоснована авторская структурно-содержательная модель формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях межшкольного научно-образовательного центра.
Библиографическая ссылка
Хашумова А.В., Сажина Н.М., Ушаков А.А. ВАРИАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕЖШКОЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2. – С. 422-426;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38400 (дата обращения: 24.11.2024).